Как сделать из набора для плетения

На главную

Виртуальный музей "Вещи 20 века"

        Как известно, Орловский краеведческий музей после нескольких лет ремонта наконец открылся. Но если вы еще до него не дошли, то познакомиться с материальной культурой нашего края можете в частном виртуальном краеведческом музее. В нем представлены  вещи деревенского и городского обихода 20 века.

        Как любой музей, он начинается с небольшой экспозиции. В дальнейшем она будет пополняться. Свой вклад может сделать любой посетитель сайта - прислав фотографию своего экспоната. В заключение отметим достоинства  виртуального музея:

а) экспонаты могут находиться где угодно и принадлежать различным людям

б) виртуальный музей работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней

в) музей не требует здания, охраны и штата сотрудников

г) посещение музея совершенно бесплатное

Из недостатков самокритично отметим эклектичность экспозиции.

         P.S. Оказалось, что, кроме государственных музеев, в нашем городе есть небольшая коллекция вещей прошлого века. Собрали ее слушатели орловского общества "Знание", расположенного на бульваре Победы. В одной из его комнат можно погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи. В основном представлены вещи городского обихода середины 20 века.

Добро пожаловать в наш скромный музей!

  плетения

Экспонат № 102. Подстаканник из нержавеющей стали. 70-е годы. Изображена идиллическая картина: три чайки, парящие над барашками морских волн.  Стоил 1 р.30 к.

 

 

Экспонат № 101. Купоны Украинской ССР. 1991 год.

 

 

   Экспонат № 100. Денежные знаки СССР.

 

 

            Экспонат № 99. Солдатский треугольник. 1954 год. Это письмо без конверта - лист бумаги сворачивался в виде треугольника исписанной стороной внутрь, на одной стороне треугольника указывали адрес, на другой ставили почтовые штемпели. Обычно с таким названием ассоциируется переписка времен Великой Отечественной войны, но, как видите, в 1954 году солдаты срочной службы отправляли такие письма. На треугольном штампе можно разобрать надпись "БЕСПЛАТНО".

 

 

               Экспонат № 98. Конверт почты СССР, отправленный в августе 1953 года. Стоимость марки - 40 копеек. Обратите внимание на красивый почерк отправителя письма. Дом по адресу 2-я Песковская, д. 25 давно не существует, на его месте располагается детский сад № 3 (ул. Песковская, 19). На штампе указано: "Орел сельский".

 

 

         Экспонаты №№ 96-97. Подстаканники. Подстаканник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы пить горячий чай, не обжигая ладони. В России и СНГ подстаканники традиционно используются в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола (их использование значительно повышает устойчивость стаканов). Считается, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах в бытность С. Ю. Витте директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов (с 1889 г.) и министром путей сообщения Российской империи (в 1892 г). Наиболее крупное производство подстаканников расположено в городе Кольчугино Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанном купцом А. Г. Кольчугиным в XIX веке как часть металлургической мануфактуры.    

На фото слева - заурядный алюминиевый подстаканник, справа - изделие орловского завода "Химтекстильмаш", которое было частью набора самовар + поднос + пара подстаканников.

        В настоящее время является предметом коллекционирования. В Орле на улице Ленина работает небольшое кафе "Зернышко и листик", в котором есть витрина со старинными подстаканниками. Так что если у вас есть ненужный экземпляр, можете предложить его владельцу кафе.

 

         Экспонат № 95. Медицинские банки. Еще пару десятилетий назад они были в каждой семье, их использовали для лечения простудных заболеваний. Современной медициной эта процедура лечения отнесена к методам народной медицины. Да и мнения медиков по поводу их пользы разошлись. Например, в Америке банки уже около 20 лет не используют и не продают в аптеках.

Способ их применения таков: На палочку намотать ватку, смочить ее в спирте и поджечь. Горящий факел на секунду поместить в банку.  Банку немедленно приложить к телу пациента, при этом кожа втягивается внутрь банки и приобретает характерный багровый цвет. После установки необходимого количества банок на спину пациента накрывают полотенцем, одеялом, либо покрывалом. После такой процедуры на спине пациента обычно остаются круглые пятна.

 

         Экспонат № 94. Щипцы для колки сахара. Их использовали для раскалывания на мелкие кусочки куска сахара от сахарной головки. Использовали для чаепития «вприкуску». До революции  сахар производили в виде слитка («сахарная голова», как назвали его в народе). Расплавленный сахар заливали в специальные формы, и он так остывал и твердел. Получался слиток, по форме напоминавший артиллерийский снаряд. Этот слиток и носил название сахарной головы. Сахарная голова имела форму цилиндра. Один торец цилиндра был плоский, и на этот торец сахарную голову можно было поставить. Другой конец цилиндра имел заостренную форму. Сахарная голова, извлеченная из формы, заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета, которая так и называлась – сахарная бумага. Сахарные головы изготовлялись разной величины, весом в один пуд (16 кг.), полпуда и т.д.

        Дальше кусковой сахар измельчали и получали сахарный песок. Но в России прижилась продажа и потребление сахара именно «сахарными головами».

 

              Экспонат № 93. Рекламная листовка ресторана быстрого питания "Макдоналдс". 1990 год. Прошло 26 лет после того, как автор этих строк отстоял длинную очередь в первый в СССР ресторан сети McDonald’s, открывшийся на Пушкинской площади Москвы 31 января 1990 года. Это сейчас многие морщат нос при упоминании гамбургера или чизбургера: "Нездоровое питание!". А тогда посещение ресторана было настоящим событием. Кликните по фотографии, чтобы рассмотреть ее поближе.

 

 

             Экспонат № 92. Водоразборная колонка -  устройство, посредством которого можно накачать питьевую воду из системы водоснабжения.

Орловский водопровод является одним из старейших в России - в 2016 году ему исполнится 153 года. В газете «Орловские губернские ведомости» от 29 июня 1863 года об открытии первого водопровода в городе Орле было написано: «На левом берегу Оки, под горою, против городского парка, саженях в пяти над уровнем воды в реке, установлена машина в небольшом деревянном строении, а на самой горе построена высокая каменная башня с резервуаром на ее вершине, в которой машина, работая по 12 часов в сутки, поднимает в течение этого времени 14000 ведер речной воды…», и далее «…9 июня, по отслужении в кафедральном соборе литургии преосвященным Поликарпом, епископом Орловским и Севским, в присутствии г. начальника губернии (граф Николай Васильевич Левашов), служащих лиц многочисленной публики, было совершено водосвятие этого водопровода, открытия которого все ожидали, с особым нетерпением, сколько из любопытства, столько и от сознания чрезвычайно важной от него пользы».

    Прошло столько лет, но многие дома как сделать из набора для плетения Орла не подключены к водопроводу. Их жители до сих пор ходят к ближайшей водоразборной колонке с ведрами или с алюминиевыми флягами (на фото справа видна специальная тележка для фляги). На фото слева - колонка на улице Энгельса. Сайт Орловского водоканала сообщает о количестве водоразборных колонок - 626 шт. Автор пока не может уточнить, относится ли эта цифра к городу или ко всей области. Но понятно, что есть над чем работать. Ведь отсутствие в доме воды - это всегда и отсутствие канализации со всеми вытекающими (каламбур?) последствиями.

 

 

             Экспонат № 91. Окно со ставнями. Ставни - это устройство для прикрытия окон. Створки ставен прикрепляются на фасаде крючками или задвижками во избежание ударов в ветреную погоду. Закрытые створки защищали жилье от любопытных взглядов и непрошеных гостей, да и просто служили знаком того, что хозяева никого не ждут. Кроме практического значения, ставни являлись и украшением дома. Неудобство ставен состоит в том, что открывать-закрывать их придется в любую погоду. Конечно, ставни появились в России не в 20 веке, их история насчитывает тысячелетия. Но так как в Орле старые деревянные дома были построены в начале 20 века, автор данных строк посчитал разумным включить ставни в экспозицию данного музея. Посмотреть на сохранившиеся в нашем городе окна со ставнями можно здесь.

 

 

            Экспонат № 90. Шлакозасыпной дом. Было время, когда многие люди завидовали тем, кто поселялся в таких домах. Потом придумали делать блоки из шлака, дальше из шлакобетона. Но засыпка шлака между двумя слоями досок была спасением в послевоенное время. В таких домах, строившихся как временное жилье, до сих пор живут некоторые орловчане. На фото - расселенный дом по улице Холодной. Технология строительства дома такова - между двумя деревянными стенами засыпался шлак, затем здание обивали дранкой и штукатурили.

 

 

              Экспонат № 89. Китайские габардиновые пальто. Когда китайский лидер Мао Цзэдун приехал по транссибирской магистрали в Москву и встретился со Сталиным, они подписали соглашение о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. В результате этого договора в 50-ые годы китайские товары хлынули в магазины СССР. Одежда, замшевая обувь на платформе, зонтики, габардиновые пальто, махровые полотенца, веера из сандала, термосы - все это основательно вошло в быт советских людей. Это были очень качественные вещи. Пальто из габардина были образцом портновского искусства. Иметь такое пальто в гардеробе было престижно - примерно, как кожаное пальто в 90-е годы.

 

 

         Экспонат № 88. Топчан, обитый дермантином, обнаружен на одной из орловских дач. Забытый ныне предмет обстановки не лишен изящества.

 

 

         Экспонат № 87. Рулонная бумага для матричного принтера. 80-90-е годы. Мы привыкли загружать в лоток принтера отдельные листы белой бумаги. А до эпохи лазерных и струйных принтеров использовались матричные устройства, оснащенные печатающей головкой.  В них часто использовали рулонную бумагу. Распечатанные документы приходилось разделять на  экземпляры, для чего было удобно пользоваться специальной "рвательной" линейкой, которая представляла собой металлическую полоску с приделанной ручкой.

 

 

 

           Экспонат № 86. Серебряная монета достоинством в  1 рубль образца 1921 года.
На лицевой стороне монеты в середине точечного круглого ободка — 5-конечная звезда. В центре звезды — вдавленный кружок с цифрой номинала — 1.
Внизу между лучами звезды год выпуска.  Две ветви — слева лавровая, справа дубовая — связаны внизу бантом.
На оборотной стороне монеты в середине — на геральдическом щите — скрещенные серп и молот на фоне солнечных лучей. По бокам — связки колосьев. Внизу картуш с надписью «РСФСР», от которого начинаются точки круглого ободка. Между ободком и краем монеты лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
 

 

 

 

         Экспонат № 85. Алюминиевый наконечник для красного знамени. Советское время. Судя по штампу на обратной стороне, стоил 1 руб. 15 коп.  Красное знамя было непременным атрибутом Ленинской комнаты наряду с портретами и бюстами В.И. Ленина. (Ленинская комната - в СССР помещение в казармах воинских частей, школах, пионерских лагерях, на предприятиях, предназначенное для проведения досуга и политической подготовки. В Ленинской комнате проводили комсомольские и партийные собрания, принимали в партию и комсомол.).

        Официальный сайт Русского центра флаговедения и геральдики сообщает нам: "Знамя – это единичное изделие. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей. Утрата знамени его владельцем, например войсковой частью, считается большим позором. Флаг – наоборот, изделие массового производства. Отсюда следуют и его качества: как правило, простота рисунка и простота изготовления. Полотнище флага обычно однослойное."

 

 

            Экспонат № 84. Тюбетейка - головной убор, пришедший из Средней Азии. Большой популярностью тюбетейка пользовалась в конце 1940-х и в 1950-х годах в СССР, тогда её носили многие (особенно дети), независимо от национальной принадлежности.

 

 

   Экспонат № 83. Детская плюшевая шубка (1960-е годы). Плюш - ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне. Изделия из плюша вошли в моду после войны.

 

 

   Экспонат № 82. Детские шапочки-капоры. 1950-е годы.

 

 

   Экспонат № 81. Памятная медаль выпущенная к 150-летию Ивана Сергеевича Тургенева (1968 год).

 

 

 

            Экспонат № 80. Сани - повозка без колес. Сани занимали в жизни крестьянина такое же важное место, как в наше время - автомобиль. С санями связано множество поговорок и пословиц: "Не в свои сани не садись", "Готовь сани летом, а телегу - зимой",   "Знаем сами, что кривы сани". В наше время древний способ передвижения не забыт, особенно в сельской местности (фото справа).

 

 

            Экспонат № 79. Беговые коньки. 1961 год. Как следует из клейма - сделаны на московской фабрики спортинвентаря "Динамо" и им присвоена категория "2-ой сорт".

 

 

            Экспонат № 78. Фрагмент почетной грамоты. 1970-е годы.  Грамотами награждали передовиков социалистического труда и победителей социалистического соревнования. Портрет Ленина работы  скульптора и графика Николая Андреевича Андреева (1922 г). Автограф художника - на воротнике пиджака вождя. Это, ставшее каноническим, изображение Ленина было размещено и  на партбилете. Интересно, что Н. Андреев (1873-1932) является также автором памятника Н. В. Гоголю (1909) на Гоголевском (тогда Пречистенском) бульваре в Москве, памятника доктору Ф. П. Гаазу (1909) в Малом Казённом переулке в Москве, памятника клятве Герцена и Огарёва на Воробьёвых горах в Москве, памятника А. Н. Островскому, установленного перед Малым театром, скульптуры «Рабочий» (1925, установлена на Пролетарской площади в Москве).

 

 

  Экспонат № 77. Гипсовая ваза для цветов. 60-е годы. Пара таких ваз до сих пор стоит у входа в детский садик № 18.

 

 

          Экспонат № 76. Баночка из-под майонеза объемом 250 мл. 70-80- е годы. В такой вот таре покупали советские граждане майонез "Провансаль". А другого сорта, кажется, и не было. Тара была оборотная, то есть ее можно было сдать в специальном пункте приема. Кроме того, баночки были стандартной посудой для сбора мочи в лабораториях больниц и поликлиник.

 

 

  Экспонат № 75. Керамическая ручка для смесителя воды.

 

 

  Экспонат № 74. Салатница, 60-е годы.

 

 

        Экспонат № 73. Канцелярский стол. С одной стороны у него находятся 3 выдвижных ящика, с другой - две полки. На полированную столешницу часто укладывали кусок стекла - это защищало поверхность от царапин. До сих пор такой стол можно встретить в некоторых кабинетах, где мебель не меняли со времен социализма. Данный экземпляр обнаружен на проходной завода им. Медведева.

 

   

Экспонат № 72. Таблички для ванной и туалета. Должны были помочь различить помещения с одинаковыми дверями в стандартной советской квартире. 80-е годы.

.

 

Экспонат № 71. Механическая машинка для стрижки волос. 70-е годы.

 

 

        Экспонат № 70. Диаскопы - оптические приборы  для просмотра диапозитивов через окуляр при помощи внешнего источника света. 90-е годы. До появления современных фотосалонов получить цветную фотографию в домашних условиях было весьма непросто. Поэтому большой популярностью пользовались цветные слайды. Их можно было просматривать с помощью вот таких небольших диаскопов или проецировать изображение на экран (чаще всего, конечно его заменяли белой простыней) с помощью диаскопа  со встроенной лампой накаливания.

 

 

        Экспонат № 69. Рамки для диапозитивов (слайдов)  и собственно диапозитивы в специальной коробке для хранения. 90-е годы. Для публичного показа слайд-фильмов наибольшее распространение получили диапозитивы, изготовленные на 35-мм перфорированной обращаемой фотоплёнке шириной 35-мм в рамках размером 50×50 мм (размер кадра 24×36 мм или 18×24 м. С появлением цифровой фотографии, дающей сходное и превосходящее качество цветного изображения, съёмка слайдов вследствие своей дороговизны и сложности, ушла в прошлое.

 

 

   Экспонат № 69. Плиссированная юбка. 60-е годы.

            Плиссе - мелкие параллельные складки на материи, приглаженные утюгом. Историки предлагают разные версии того, кто же на самом деле впервые использовал плиссировку в своей одежде. С одной стороны, древние греки еще в четвертом веке до нашей эры с удовольствием облачались в полотняные просторные одежды с заглаженными длинными и мелкими складками. Их заглаживали, как утверждают специалисты, с помощью металлического раскаленного прута.
        В то же время известно, что плиссировка широко использовалась в одежде жителей Древнего Египта за полторы-две тысячи до нашей эры. Египтяне достигли невероятного мастерства в обработке льна. Его-то в основном и подвергали различной обработке, создавая многочисленные плиссировки (к тому же разные по «сечению») в самых неожиданных местах.
        В России до 1917 года девочки-гимназистки носили темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
Во второй половине 20 века плиссировка периодически становилась необычайно популярной – в 60-х и 80-х годах. Легкая промышленность СССР не могла удовлетворить массовый спрос, поэтому женщины старались изготовить плиссировку в домашних условиях
        Из журнала «Крестьянка» № 3 за 1964 год можно узнать, как это сделать. Вкратце технология плиссирования состоит из следующих этапов:
1. Изготовление бумажной формы из крафт-бумаги. Для этого из бумаги склеивают 2 полосы длиной немного больше, чем ткань. На полосах размечаются складки необходимой ширины. Форма сгибается по намеченным складкам и проглаживается утюгом. Полученная форма могла использоваться многократно.
2. Из продекатированной ткани выкраивают детали и подшивают их.
3. Ткань укладывают гармошкой между двумя частями формы, накрывают холстом, пропитанным уксусом или мыльным раствором, и тяжелым горячим утюгом проглаживают.
Изделия из плиссированной ткани рекомендовалось стирать, предварительно заметав все складки, а хранить - в капроновом чулке.
        Современные технологии позволяют получать эффектные плиссировки на самых разных видах ткани и даже плиссировать готовые изделия. Но если в бабушкином сундуке вы найдете старинную плиссированную юбку, она может стать изюминкой вашего гардероба.

 

 

            Экспонат № 68. Стоянок детский. Предмет крестьянского быта - прототип современного детского манежа. Ребенка помещали в стоянок, где он мог сидеть  или стоять под присмотром взрослых, не мешая им заниматься своими делами.

 

 

   

         Экспонаты №№ 66-67. Письменные принадлежности - перьевая ручка, чернильница-непроливайка (при случайном опрокидывании чернила из нее не выливаются), коробочка с перьями № 11. Такими принадлежностями пользовались еще в 60-е годы. Забыто слово "клякса" - это когда с кончика пера скатывалась капля и "украшала" написанное. В каждой тетрадке раньше была "промокашка" - лист, который впитывал излишки чернил. Пальцы пишущего часто были ими перемазаны.  На школьных партах того времени были специальные отверстия, в которые вставляли чернильницы. Продавались же чернила  в бутылочках - красные, черные, синие.

 

              Экспонат № 65. Фонарик-жучок. При нажатии рукой на рычаг фонарика вырабатывается электрическая энергия, и лампочка светится. Не нуждается в батарейках. Цена - 3 р. 25 коп. В настоящее время производят такие фонари уже со светодиодами. Экземпляр на фото был найден на чердаке деревенского дома, где он пролежал почти 30 лет, но не потерял работоспособность.

На просторах Интернета нашелся небольшой рассказ Дана Марковича, посвященный такому фонарику:

             "Мне подарили особенный фонарик - жучок. Обычные фонарики из жести - плоская коробочка, легкая, в ней тонкое стеклышко - вот и все. И батарейки нужно менять, а попробуй их найди, и фонарик лежит на полке, темный и пустой. А этот, жучок, из черной пластмассы, толстенький и тяжелый, с выпуклым блестящим глазом. Возьмешь его и сразу ясно, что у него много всего внутри. Сожмешь в руке - в нем просыпается тихий ворчащий звук. Сжимаешь снова и снова, ворчание переходит в непрерывное жужжание, блестящий глаз краснеет и разгорается - жучок светит. Он светит, пока нажимаешь на него, он приятно пахнет, когда разогреется от собственного жужжания,- маслом и горячей пластмассой... Сначала пальцы устают, но быстро привыкают. Никогда не боишься, что он погаснет. Он сам вырабатывает электричество, как настоящая электростанция, только там вода или пар крутят колеса, а здесь колесики кручу я, когда сжимаю жучок в руке.
        Я ходил с ним везде, он несколько раз падал у меня, но не разбился, только кусочки пластмассы отлетали от черных блестящих боков. Я светил на улицах, и даже в подвале, и мне не было с ним страшно. Как-то мы поздно возвращались из леса, немного заблудились и долго искали мостик через ручей. Если бы не жучок, то, наверное, не нашли бы...
А потом почему-то не нужно стало светить вокруг себя. Может фонарей стало больше, или я привык к темноте... Он долго лежал на полке среди забытых игрушек, маленький черный жучок, и незаметно исчез куда-то. Теперь бы он мне пригодился..."

 

      Экспонат № 64. Обод тележного колеса. Диаметр обода - 900 мм.

 

      Экспонат № 63. Голубятня. Раньше голубятню можно было встретить в каждом дворе. Теперь, чтобы найти ее, надо отправиться подальше от многоэтажек.

 

            Экспонат № 62. Сундук. Есть ли в наше время предмет мебели, который может служить одновременно шкафом, кроватью, столом и стулом? А вот сундук был таким универсальным изделием. По большому счету это - габаритный деревянный ящик. Сундуки часто украшались декоративными металлическими деталями. Разновидностью сундука является ларь - он  сделан более просто, грубо и не имеет украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного. На фото вы видите именно ларь, выброшенный на помойку. Если кому нужен - отправляйтесь на улицу Брянскую.

 

 

 

Экспонат № 61. Весы. 1927 год. Чугунное литье, медные чашки. Произведены на фабрике весов Кейфмана в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск), о чем свидетельствует клеймо на чашке (фото справа).

 

             Экспонат № 60. Верхняя часть спортивного костюма - "олимпийка". 70-е годы. Такие костюмы изготавливались из шерстяного трикотажа, поэтому неправильный уход за изделием мог привести к сильной усадке. Был дефицитом, его счастливый обладатель мог и совсем не заниматься спортом, используя такую куртку в качестве повседневной одежды.

 

 

 Экспонат № 59. "Вечный" настенный календарь. Внутри плоской коробки находятся 4 ленты с цифрами и буквами, склеенные в кольца, внизу корпуса - шестеренки, с помощью которых производится смена дня недели и месяца.

 

             Экспонат № 58. Стиральная доска. Вот что пишет о ней Википедия: "Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение частиц моющего средства в поверхностный слой ткани и последующее удаление частиц грязи. В качестве специального приспособления стиральная доска появилась, по-видимому, в начале XIX века — до этого стираемое бельё тёрли о камни и другие естественные поверхности. Первые стиральные доски, вероятно, были полностью деревянными, но уже в 1833 г. была запатентована стиральная доска, представлявшая собой деревянную рамку с заключённой в неё ребристой металлической поверхностью. В XX веке более дорогие разновидности стиральной доски стали делаться из особого стекла.
С появлением в массовом жилье горячего водоснабжения и особенно с распространением стиральных машин стиральные доски начали выходить из употребления, оставаясь в ходу преимущественно в странах третьего мира. Между тем в середине XX века возникла традиция использовать стиральную доску или специально изготовленный подобный ей предмет в качестве музыкального инструмента."

 

 

Экспонаты №№ 57, 57а. Брошюры с трудами Владимира Ильича Ленина. Изданы в 1974 году, тираж по 300000 экз. Стоили 17 копеек (левая) и 3 копейки (правая). Студенты средних и высших заведений обязаны были конспектировать работы Ленина, чтобы сдать зачеты по дисциплине "История КПСС". Обычно один студент конспектировал, а все остальные у него списывали. Книжные магазины были завалены такими изданиями.

 

 

Экспонат № 56. Дамская шляпка из соломки. Отделка бархатным шнуром. 60-е годы.

 

 

 

Экспонаты №№ 55, 55а. Вазы производства орловской керамической фабрики. В 80-х годах фабрика выпускала большой ассортимент воз, вазочек и конфетниц, которые пользовались неплохим спросом у населения. Можно с уверенностью сказать, что они были в каждой орловской квартире.

  

 

            Экспонат № 54.  ПОДШТАННИКИ - мужские исподние штаны, предшественники трусов. Еще 50 лет назад были в ходу. В книге «Практическое пособие по кройке и шитью» издания 1960 года приводятся выкройка и технология пошива этого предмета туалета: «Мужские кальсоны шьются из гринсбона, тик-ластика, бязи, полотна, сатина и др. тканей. Кальсоны могут быть с манжетами внизу и с завязками. По краю пояса кальсоны можно отделать тесьмой».

В начале XX века выпускались подштанники двух фасонов — чуть ниже колен (полукальсоны) или до щиколоток, употребляемые в зависимости от погоды и верхних штанов. В 1930-е годы стали выпускаться (вначале для занятий спортом) всё более и более короткие нижние штаны — трусы; одновременно сокращался выпуск полукальсон, носимых в тёплую погоду, а кальсоны до щиколоток сохранились как бельё для прохладной или холодной погоды. Для подгонки по фигуре кальсоны завязывали или застёгивали на пояснице; спереди они застегивались на пуговицы (почему-то на перламутровые). Гульфик на кальсонах появился только после Первой мировой войны.

 

        Экспонат № 53. Мужское драповое пальто 50-х годов представляло собой могучее неповоротливое сооружение. Весило оно ни много ни мало - 10 кг!
Можете себе представить, каково было в такой одежде быстро пройтись или пробежаться. Для сравнения - современный мужской пуховик весит около 2 кг.
Такой солидный вес складывался из толстого драпа, ватина, бортовки, каракулевого воротника. Добротная материя, шедшая на пальто, могла служить долго. Поэтому
одежду часто перелицовывали - распарывали все швы, переворачивали детали на изнанку и сшивали заново. Такое трудно представить в наше время.
 

 

Экспонат № 52. Деревянные спицы № 5 производства Ляэнемааского лесхоза Эстонской ССР ценой 1 р. 36 коп. 70- е годы.

 

 

      Экспонат № 51. Сиденья для общественного места. Такими блоками по 2-3 жестких стула, обитых дермантином, оснащались коридоры поликлиник, разных учреждений и кинотеатров.

 

 

      Экспонат № 50. Чугунная урна. Примета 50-х годов. Данный экземпляр чудом уцелел и находится на ул. 1-Посадской.

 

 

        Экспонат № 49. Эмалированный ночной горшок (ночная ваза) — сосуд,  предназначенный для отправления естественных надобностей. Имеет ручку или ручки и, как правило, закрывается крышкой. В фильме Л. Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" Трус в поисках туалета натыкается на штабель подобных ночных горшков и  вынимает из него самый нижний.
        В настоящее время горшок используют в основном для маленьких детей, причём не обязательно ночью. Только современные горшки изготавливают не из  металла, а из пластмассы. Умение пользоваться горшком считается достижением в воспитании ребёнка.

 

 

        Экспонат № 48. Детская коляска начала 60-х годов.  У нее низкая посадка и маленькие колесики. История производства детских колясок в России начинает свой отсчет с середины прошлого столетия: после окончания второй мировой войны из Германии был привезен образец немецкой коляски, который и послужил прообразом советских колясок того времени. По приказу Орджоникидзе по всей стране было открыто 50 цехов для производства «детского транспорта».
В конце 50-х годов в СССР впервые появилась коляска прогулочная, которая отличалась от своих предшественников более высокой посадкой и большими прорезиненными колесами. Однако эта модель была предназначена исключительно для детей, которые уже могли самостоятельно сидеть, поскольку ее спинка была зафиксирована в строго горизонтальном положении, что исключало использование этой коляски для новорожденных детей.


 

 

    

        Экспонат № 47. Складной пластмассовый стакан. Состоит из подставки и укреплённых на ней колец в виде усечённых конусов. В сложенном состоянии они помещаются друг под другом, закрытые крышкой. В разложенном положении телескопически раскрыты вверх. В популярных художественных фильмах, таких как «Опасно для жизни!» (1985), «Московские каникулы» (1995) и др., складной стакан использовался как непременный атрибут пьяниц.

 

 

Экспонат № 46. Чугунный рукомойник - небольшой висячий умывальник.

 

 

Экспонат № 45. Старинное окно. Отличается от современного прямоугольного окна дугообразной верхней стороной. В Орле еще встречаются такие окна.

 

Экспонат № 44. Печь с изразцами. Находится в одном из старинных домов Орла. Изразцы  — керамические  плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др. Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.

 

Экспонат № 44а. Печные изразцы. Фото сделано в ноябре 2013 года во дворе старинного деревянного дома №8 по улице Салтыкова-Щедрина. Вероятно, хозяева дома разобрали старинную печь.

 

 

Экспонат № 43. Совок и кочерга. Инструменты из железа или другого огнестойкого материала для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

 

  

Экспонат № 42. Чугунок - сосуд из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка — зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью специального инструмента — ухватa, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из-за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите неудобно.
         Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, чугунки появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX — начале XX веков. В первой трети XX века начали производиться чугунки с эмалевыми покрытиями. Чугуны, производимые в XX веке, как правило, имели клеймо завода производителя с указанием объема в литрах. Экземпляр, представленный на фото слева, имеет № 10, то есть вмещает 10 литров.  На фото справа - маленький бизнес жителей Брянской области. Напротив своих домов они разводят костры, на которых в чугунках варится кукуруза на продажу.

 

 

        Экспонат № 41. Бутылочка от 96%-ной уксусной эссенции. Такие бутылочки продавались повсюду в 60-70х годах. На одной из 3 граней бутылочки нанесены линии (на каждые 50 г). На ребрах линии на каждые 10 г.

 

 

      Экспонат № 40. Удостоверение народного дружинника. 80-е годы. Народные дружины создавались при учебных заведениях, заводах, фабриках и других организациях. Чем занимались дружинники? По вечерам дежурили на улицах города, выполняли поручения участковых из опорных пунктов милиции. Дружиннику полагалось 3 дня к очередному отпуску.

 

  

        Экспонат № 39. Талон на водочные изделия 1993 года. Были еще талоны на сахар, мясо, женские колготки. Справа - та самая водка, которую можно было приобрести на такой талон.

 

 

    Экспонат № 38. Чугунный утюг. При пользовании его разогревали на углях, либо на открытом огне. Между прочим, весит он 4 кг.

 

 

      Экспонат № 37. Пластмассовая бутербродница. 60-е годы.

 

      Экспонат № 36. Чайница синего стекла. 60-е годы. Баночка для хранения рассыпного чая.

 

      Экспонат № 35. Стеклянная ваза для фруктов. 60-е годы. На донышке вазы указана цена - 65 коп.

 

  Экспонат № 34. Елочные игрушки 60-х годов. В настоящее время они необычайно популярны у коллекционеров.

 

         Экспонат № 33. Телефонная будка советских времен. Последняя такая будка еще сохранилась на ул. Маяковской. Для звонка нужна была монетка в 2 копейки. Будки часто подвергались атакам хулиганов, которые отрезали трубки, били стекла, украшали надписями стенки. В центре города рядом стояли несколько таких будок. Например, напротив здания Центрального банка, у стены ТЮЗа было 3 телефонных будки. Так что если из 3-х работала лишь одна, к ней выстраивалась очередь. Помните песню Аллы Пугачевой "Не отрекаются любя"? В ней есть слова: "Что переждать не сможешь ты трех человек у автомата".

 

         Экспонат № 32. Автомат по продаже газированной воды. Выдавал порцию воды с сиропом (3 коп.) или без сиропа (1 коп.). Трудно поверить, но все пользовались одним граненым стаканом, предварительно ополоснув его водопроводной водой. Само собой, стаканы периодически исчезали. Когда автомат заедал, считалось особым шиком треснуть по нему кулаком. Такие автоматы стояли на улицах Орла до 1990-х годов.

 

 

Экспонат № 31. Монеты образца 1956-1991 гг.

 

Экспонат № 30. Монеты образца 1992-1993 гг.

 

 

Экспонат № 29. Чемодан из фибры (Фибра - (от лат. fibra - волокно) - материал, изготовляемый пропиткой непроклеенной тряпичной бумаги (несколько слоев) концентрированным раствором хлорида цинка. Применяется как электро- и теплоизоляционныйматериал, а также как заменитель кожи.)

 

    

Экспонат № 28. Чеканки 70-х годов. Были чрезвычайно популярны. Сейчас встречаются в гаражах и на дачах.,

 

Экспонат № 27. Блюдо для рыбы начала века. Размер 6331 см. В наше время нужно еще найти рыбу такого размера.

 

 

Экспонат № 26. Вилки из нержавеющей стали. 50-е годы.

 

Экспонат № 25. Зубной порошок. 70-е годы.

 

  

Экспонат № 24. Ящик для молочных бутылок. 70-е годы. В такой ящик вмещалось 20 бутылок молока или кефира. Вещь, необычайно ценная для дачи - на нем можно сидеть, использовать вместо подставки и т.д. У запасливых дачников имеются стратегические запасы таких ящиков.

 

Экспонат № 23. Грампластинка для патефона. 50-е годы. Проигрывалась на скорости 78 об/мин.

 

 

Экспонат № 22в. Настенные электромеханические часы производства орловского часового завода "Янтарь". Начало 90-х.

 

 

Экспонат № 22б. Настенные часы с боем производства орловского завода "Янтарь". 60- е годы.

 

Экспонат № 22а.  Напольные часы производства завода "Янтарь". 60- е годы. Данный экземпляр находится в фойе областной библиотеки им. Бунина.

 

 

Экспонат № 21. Бумага для столовых и буфетов. 80-е годы. Газетная бумага, нарезанная на квадраты. Была призвана заменить бумажные салфетки.

 

Экспонат № 20. Граненый стеклянный стакан.

 

 

Экспонат № 19. Конторские счеты. Использовались повсеместно с начала века до 70-х годов, когда появились первые калькуляторы. Не поверите, но в городе Орле до сих пор (речь идет в феврале 2011 года) есть овощной магазин "Витамин" (в начале улицы Горького), продавщицы  которого пользуются такими счетами.

 

Экспонат № 18. Действующий колодец в пер. Песчаном. Таких колодцев в городе остались считанные единицы.

 

        Экспонат № 17. Авоська — разговорное название сетчатой хозяйственной сумки. Впервые слово прозвучало в 1935 году в монологе в исполнении Аркадия Райкина, одним из персонажей которого стал невзрачный мужичок с сумкой в руках. И, демонстрируя её зрителям, он объяснял: «А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…» Изобретена была чехом Вавржином Крчилом в 1926 году. Пользовалась огромным успехом в странах социализма. После долгих лет забвения, когда плетеные сумки были вытеснены полиэтиленовыми пакетами, авоська переживает второе рождение - так как передовые страны отказываются от пластиковых пакетов. Современная  "сумка-паутинка" выпускается в ярких расцветках, она эластичная, прочная, ее можно стирать. Авоськи производят в Кдыни (Богемия), причем 90% всех производимых авосек уходят на экспорт.

 

 

        Экспонат № 16. Четверть - дореволюционная стеклянная емкость. Равнялась 1/4 ведра = 3,08 литра. В фильмах про гражданскую войну из таких бутылок герои распивают мутный кинематографический самогон.

 

Экспонат № 15. Сургучница. Представляет собой металлическую емкость, в ее нижней части постоянно горит лампочка, поддерживая сургуч в расплавленном состоянии. Используется в почтовых отделениях для опечатывания посылок и бандеролей.

 

    

        Экспонат № 14. Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Со временем чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома. «Самовар кипит - уходить не велит», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» - эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.
        Многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, описывая русский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.

        Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда годовой выпуск продукции только в Туле равнялся 660 тысячам штук. Самовары продавались не только в России, но и за границу - в Марокко, Турцию. Иран, в другие восточные страны. Первая мировая война и события 1917 года  внесли свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование.  Производство самоварных фабрик, в силу военных требований, было переведено на изготовление предметов военного назначения. Да и привычный уклад жизни, символом которого был самовар, ушел в прошлое. В 70-80 е годы появилась мода на электрические самовары.

 

 

 Расписные электрические самовары выпускались и орловским заводом Химтекстильмаш. В комплекте с этим самоваром был и поднос (фото справа). 
       
 


      Экспонат № 13. Домотканый шерстяной ковер.

 

          Экспонат № 12. Крынка - глиняный сосуд для молока. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть мыть с помощью тряпки, мочалки или хвоща. Вот почему горловину крынки делали такой, чтобы в нее свободно входила рука человека. Молоко в крынке даже в жаркий день остается прохладным.

Крынка  – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов, была известна ещё в X-XIII вв.

 

          Экспонат № 11. Керосиновые лампы  — светильники на основе сгорания керосина.. Принцип действия лампы такой: в ёмкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке, сконструированной таким образом, чтобы воздух подтекал снизу. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло — для обеспечения тяги, а так же для защиты пламени от ветра. После широкого внедрения электрического освещения по плану ГОЭЛРО керосиновые лампы используются в основном в российской глубинке, где часто отключают электричество, а также дачниками и туристами.
Первая керосиновая лампа была описана Ар-Рази в Багдаде IX века. Современная керосиновая лампа была изобретена аптекарями Игнатием Лукасевичем и Яном Зехом в 1853 году во Львове.

В Орле в конце прошлого века было несколько керосиновых лавок, в том числе возле Крестительского кладбища, на улице 3-й Курской.

 

 

               Экспонат № 10. Арифмометр — настольная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания. "Феликс" был самым распространенным видом арифмометра в СССР (выпускался с 1929 по 1978 гг.). Числа-операнды по очереди выставляются на рычажках, для получения результата нужно покрутить ручку (для деления и вычитания - против часовой стрелки, умножения и сложения - по часовой).

Как утверждается в книге «Счётные машины» (авт. Евдокимов, Евстигнеев, Криушин), умножение и деление на "Феликсе" оказывается в 4 — 5 раз быстрее, чем на счётах, а сложение и вычитание — в 1.3 — 1.7 раз медленнее.

 

    

        Экспонаты №№ 8-9. Слева - стул начала века. При его изготовлении использована ротанговая сетка на сидении и спинке. Специальная система сетко-плетения была придумана для людей, проводящих много времени в сидячем положении, во избежание проблем со здоровьем. У данного экземпляра сетка на сидении порвалась и была заменена на жесткое дермантиновое сиденье. Справа - стул 50-х годов. Сиденье и спинка - из дермантина (дермантин - хлопчатобумажная ткань с нитроцеллюлозным покрытием, нанесённым на одну или обе стороны ткани).

 

  

            Экспонат № 7. Портрет Владимира Ильича Ленина. Долгие годы был непременным атрибутом любого советского учреждения - будь то фабрика, завод, школа, институт, библиотека или место заключения. На фото справа - выступление студенческого театра миниатюр ОФ ВЗМИ под пристальным взглядом Ильича. 1980 год.

 

  

   Экспонат № 6. Магнитофон-радиограммофон "Эльфа-6". Выпускался электротехническим заводом Эльфа (г. Вильнюс) с 1956 по 1957 год.  Представляет собой комбинированное устройство, совмещающее в себе граммофон  для проигрывания граммофонных пластинок, на скоростях 78 и 33 об/мин и магнитофон для магнитной записи речевых и музыкальных фонограмм с их последующем воспроизведением

 

 

           Экспонат № 5. Электросчетчик индукционного (механического) типа. В нем магнитное поле неподвижных токопроводящих катушек влияет на подвижный элемент из проводящего материала. Подвижный элемент представляет собой диск, по которому протекают токи, индуцированные магнитным полем катушек. Таким образом, количество потребленной электроэнергии прямо пропорционально числу оборотов диска. В настоящее время механические счётчики электроэнергии активно вытесняются с рынка электронными счетчиками из-за отдельных недостатков: отсутствие дистанционного автоматического снятия показаний, однотарифность, погрешности учёта, плохая защита от краж электроэнергии, дороговизна, а также низкой функциональности, неудобства в установке и эксплуатации по сравнению с современными электронными приборами. На фото можно увидеть один из способов кражи электроэнергии - одна из пробок заменена отверткой, из-за чего диск не вращается, счетчик не работает.

 

 

           Экспонат № 4. Пластмассовый жетон московского метрополитена. Пришел на смену советскому пятаку в 90-х годах, когда цены стали стремительно меняться. Позже жетоны были заменены карточками с магнитным слоем.

 

       

           Экспонат № 3. Удостоверение и нагрудный значок ударника коммунистического труда. Выдавались передовикам производства в 70-х годах. Значок обычно никто не носил. Материальных преимуществ это звание не давало. Но при социализме считалось, что моральные стимулы очень важны.

 

   

          Экспонаты №№ 1-2. Слева - золотые карманные часы начала века, справа - карманные часы 90-х годов. До появления наручных часов часы носили в левом кармане жилета.  Цепочку часов прикрепляли к петле для ремня на брюках, к лацкану пиджака или к петле жилета. Купцы любили носить толстые золотые или серебряные цепочки, часто украшенные брелоками. Карманные часы оставались популярными и использовались преимущественно мужчинами до тех пор, пока не были изобретены наручные часы. Вначале наручные часы были только женские, богато украшенные драгоценными камнями ювелирные изделия. Ни один уважающий себя мужчина того времени не надел бы часы себе на руку. Однако не всем было удобно пользоваться только карманными часами. Уже в 90-х годах девятнадцатого века офицеры русской армии были замечены с хронометрами с дополнительным кольцом, через которое продевалась веревка, позволявшая привязывать часы к руке. Таким образом, первыми мужчинами, воспользовавшимися наручными часами, были военные. Тем не менее, не смотря на практичность, наручные часы еще долго не могли вытеснить из обихода карманные. Только в 30-е годы ХХ века они отвоевали, наконец, достойное место на запястьях мужчин. А в наши дни мобильные телефоны, коммуникаторы и прочие гаджеты грозят вытеснить наручные часы.

       

Вверх

На главную

 

 


Источник: http://www.orelvkartinkax.ru/museum.htm

Закрыть ... [X]

Картины из ниток - увлекательное творчество своими руками Свадьба в сша для русских



Как сделать из набора для плетения Стильные кашпо для цветов - как сделать своими руками
Как сделать из набора для плетения Чехол из резиночек на телефон как сделать на станке
Как сделать из набора для плетения Каталог товаров Следопыт. Москва - СЛЕДОПЫТ. МОСКВА
Как сделать из набора для плетения Трогательное сердечко из бисера своими руками
Как сделать из набора для плетения Браслеты из резинок как плести
Как сделать из набора для плетения Музей Вещи 20-го века
Как сделать из набора для плетения «Улисс» читать - knigosite. org
Дочка разбила губу. Посоветуйте! Инструкция о том как создаются выкройки детских платьев Как выдавить прыщ в ухе? Как подобрать стрижку мужчине Каран Сингх Гровер - Факты и личные сведения Магазины подростковой одежды в Минске. Интернет магазины одежды для